Образование Ξ
10:39, 09 Сентября 2021
Федеральный эксперт обсудил в Бурятии проблемы российской школы
Федеральный эксперт обсудил в Бурятии проблемы российской школы
Федеральный эксперт обсудил в Бурятии проблемы российской школы Фото: Дугар Будажапов

Основные проблемы российской школы обсудили в Улан-Удэ накануне, 8 сентября, на «круглом столе» с учителями и студентами – будущими педагогами. В работе принял участие психолог, издатель, федеральный эксперт, лидер движения родителей и учителей России «Школа – наше дело», руководитель комитета по образованию партии «Новые люди» Артём Соловейчик. В 1990-е годы он проехал на автомобиле по стране с целью узнать из первых уст, чем живет школа. Сейчас, 20 лет спустя, он повторил автопробег. За это время, говорит он, многое поменялось – эти изменения и текущее положение общего образования и стали темой дискуссии.

По мнению Соловейчика, на сегодня одной из основных проблем школ являются огромные нагрузки на учителей. В последние десятилетия престиж профессии учителя снижался, не последней причиной была низкая зарплата. «После «майских указов» зарплату учителям привязали к средней по экономике каждого региона, но забыли указать, что за одну ставку. В школах учителям разрешили брать больше ставок. Но в одну ставку учителя математики входит 36 часов работы в неделю, а при двух уже более 70 часов. «Финны считают, что учитель выгорает, если работает уже более 12 часов в неделю, - отмечает Соловейчик. – В России на сегодня на одну ставку работает лишь 5% учителей, 65% на полторы ставки и около 30% на две и более ставок. И если такая ситуация сохранится, то уже через 3-4 года систему образования ждет крах. Идет вырождение системы - учителей меньше, работать они стали больше. Учителей не хватает уже сегодня - если в 1990-х годах в стране было порядка 1,8 миллионов учителей, то на сегодня их число сократилось до 1,1 миллиона и люди неохотно идут в эту область. Так, в Тюмени в прошлом году в школы пришли только 3% выпускников педвузов».

По мнению Соловейчика, нужно ввести единую федеральную ставку для учителей - такое решение проблемы приведет к тому, что в вузах вырастет конкурс на педагогические специальности и в перспективе удастся решить кадровый вопрос.   

Еще одна проблема школ - избыточное регулирование. Если 20 лет назад в школах было сложно с финансированием, но зато у каждого учителя была свобода преподавать, то сегодня деньги на образование выделяются, но все загнано в очень жесткие рамки. Есть федеральные государственные стандарты образования, федеральный перечень учебников, разрешенных к использованию в школах, ЕГЭ, ГИА, всероссийские проверочные работы, деятельность школ контролирует Рособрнадзор, у которого на сегодня, по словам эксперта, «бессмысленное количество ограничивающих функций». «Как показывают опросы, родители хотят, чтобы их дети вырастали самостоятельными и с предпринимательской жилкой. Однако по данным того же ВЦИОМ, 82% опрошенных родителей говорят, что школы не готовят самостоятельных людей, а 55% считают, что и вузы их не готовят также. Мы многому научились, каждый педагог вполне может вести свою авторскую программу, но не может из-за многочисленных ограничений», - отмечает эксперт, считая, что учителей нужно разгрузить, в том числе, от отчетности.

Тем более, что есть пример успешной работы педагогов, освобожденных от отчетов и получающих неплохую оплату своего труда  - это репетиторы, которые на сегодня являются уже неотъемлемой частью подготовки для удачной сдачи ЕГЭ. Что касается госэкзамена, то, как говорит Соловейчик, здесь тоже нужны изменения. В частности, проводить его должны независимые негосударственные структуры, чтобы в итоге данные ЕГЭ показывали объективный результат.    

Новости за сегодня