Интервью Ξ
25.10.2020
В Бурятии планируют переиздать «Мифы и легенды народов Бурятии»
В Бурятии планируют переиздать «Мифы и легенды народов Бурятии»

В Бурятии готовится к переизданию книга о мифах и легендах народа Бурятии. В 2017 году это уникальное издание появилось на свет благодаря двум известным журналистам Тимуру Дугаржапову и Сергею Басаеву. В настоящее время авторы планируют его переиздать, так как первое издание получило хорошие отклики, и, как говорит Тимур Дугаржапов, его решили дополнить и расширить.   

- Тимур, почему вы взялись за такую масштабную работу и почему именно мифология заинтересовала вас?

- У каждого народа есть свои мифы, легенды и предания, а у бурятского народа в этом плане исключительно богатый и разнообразный фольклор. Мы решили взяться за такой проект, который позволил бы собрать основные данные бурятской мифологии.

Мир богов и духов бурят-монголов издревле делился на три части. Были – верхний мир, где жили боги-тэнгрии, средний мир – мир людей, и нижний – подземный мир. По своей сути и содержанию этот мир был близок божественным мирам монгольских и тюркских народов. Многие божества одновременно присутствовали в небесных пантеонах бурят, монголов и тюрков. Некоторые боги к тюркам и бурят-монголам пришли от древних индоариев и их потомков – иранцев и индийцев.

В те древние времена эти миры были параллельными в географическом отношении, соответственно их можно было посетить и постичь при помощи обычного путешествия. С путешественниками боги переходили от одного народа к другому, завоевывая все больше и больше своих приверженцев.

- Наверняка, пришлось отсмотреть огромное количество материалов для создания книги? Насколько сильным было влияние буддизма на изменение мировоззрения бурят-монголов?  

- Да, источников очень много, самый известный из них это, конечно, «Гэсэриада». И да, значительное влияние на формирование современного мировоззрения бурят-монголов оказал тибетский буддизм, который в Бурятии трансформировался в ламаизм, впитавший многие понятия шаманизма. Кстати, вернее называть бурят-монгольский шаманизм боо-тэнгризмом, это и показывают исследования Сергея Басаева. Это была более развитая религиозная система, которая сложилась во времена Великого Монгольского государства. И нужно четко представлять, что в Монголии и Бурятии буддийское учение само изменилось под влиянием традиционных верований, и восприняло в себя очень многое из божественного мира бурят-монголов.  

Буддизм, на самом деле, не противоречит тэнгризму, так как показывает, что древний божественный мир бурят-монголов – это один из тысяч и даже миллионов миров, которые рождаются, живут и умирают на протяжении бесконечного времени. Да, буддизм трактует свои воззрения, как первооснову небесного и земного существования. Однако надо вспомнить, что исторически буддизм восходит к тем же религиозным воззрениям древних ариев, завоевавших в свое время Ближний Восток и Индию. Именно эти ведийские воззрения легли в основу, как индуизма – предшественника буддизма, так и зороастризма, который, во многом, был питательной средой для развития тэнгризма.

Благодаря ламаизму буддийские божества тоже вошли в божественный мир бурят-монголов, сильно изменив его тэнгрианскую основу. Тем не менее, согласно буддийской традиции, древние тэнгрии бурят-монголов тоже являются воплощениями вечных буддийских сущностей.

- То есть древнии тэнгрии и Будда могут сосуществовать?

- Так это происходит и в наши дни. Массовое сознание жителей Бурятии очень пластично и синкретично, в нем спокойно сосуществуют древние мифологические образы, например, Буха Нойон и миф о прародительнице Лебеди, с буддийскими истинами. В сознании жителей Бурятии до сих пор сосуществуют старинные буддийские божества и еще более древние небесные боги-тэнгрии, воспетые в самом известном бурятском эпосе «Гэсэр».

 

Повторю, что буддизм в нашей солнечной республике несколько отличается от той религиозной буддийской первоосновы, которая пришла в Северо-Восточную Азию из Тибета и Индии. Наш ламаизм впитал в себя очень многое из более ранней религии бурят, которую принято называть шаманизмом или боо-тэнгризмом. Боо означает служителя традиционных культов, то есть это шаман, который поклоняется богам тэнгриям и другим божественным сущностям.

При этом часть шаманистских тэнгриев вошла в буддийский божественный пантеон под другими именами, а другая, причем это их большая часть – воплотилась в героев народных мифов. Тэнгрии бурят-монголов являлись отражением грозных сил природы и воплощением различных космических объектов и явлений. Тэнгрии создали вселенную и мир людей.

Буддийские божества, которые в Бурятии пришли на смену тэнгриям, сохраняют и защищают учение Будды. Однако надо отметить, что сам Будда никогда не отвергал богов других религий и никому не запрещал им молиться.

Присутствуют в массовом сознании республики, разумеется, и христианские ценности. Кстати, самый известный в Сибири святой Николай Угодник тоже присутствует в тэнгризме, как Михуула.

- Мифы и легенды повествуют о происхождении человечества. Это же есть и в бурятских традициях?

- Как и у всех народов мира, у бурят есть своя космогония – древние мифы о создании мира. Как пели улигершины, исполнявшие в старину стихи древнего народного бурятского эпоса «Гэсэр», происходило это «ранее раннего, прежде прежнего, в изначально-далекие, древние времена, когда высокое небо было покрыто туманной дымкой…».

Когда огромный мир, еще не разделенный на небо и землю, был покрыт водой, и когда не существовало ещё десяти тысяч небесных божеств-тэнгриев, появилась Старшая богиня-мать – Эхэ Ехэ Бурхан. Родилась она единственной богиней в то время, когда не было солнца и было темно и была преисполнена силы и мощи. Она разделила пространство и время, сотворила свет и отделила его от тьмы. Затем отделила она землю от неба и так возникла искра, породившая огонь. В просвете, который образовался между небом и землей, появился маленький холм, который превратился в землю – ее в древности буряты видели огромным прямоугльником. Далее Эхэ Ехэ Бурхан сотворила чудесную птицу Анхата Шубуун – утку, а в море пустила гигантскую рыбу Абарга Загахан, которая стала прародителем и царем всех рыб. Люди верили, что в Байкале эта мифическая рыба могла своим телом перегородить озеро поперек. Весь мир Эхэ Бурхан разделила на три части. Каждая часть вселенной, созданная Эхэ Ехэ Бурхан, делилась на мир, видимый глазами людей, и невидимый тонкий мир – мир богов и духов. Это если очень коротко – то есть созидание мира в древней бурят-монгольской мифологии довольно занимает значительное место.

- Есть ли еще какие-то мифологические элементы, которые связывают бурятский народ с другими?

- Да, много того, что связывает нас с тюркскими народами. Например, небо – высшую божественную субстанцию – в бурятском языке обозначают два слова – «тэнгэри» и «огторгой». Слово «тэнгэри» (тэнгри) подразумевает неодолимые природные и небесные силы. И слово «тэнгэри» (тэнгри) есть у тюркских, алтайских и самодийских народов. Вера этих народов в небесных богов и называется боо-тэнгризм – в просторечии шаманизм.

Или Оёр Саган Тэнгри - старейший и высший небожитель – тэнгри. Его имя произошло из древнего представления о том, что созданный мир – это сфера, которая состоит из двух котлов – земного и небесного. В очень давние времена монголы и тюрки жили по соседству. И у них были общие представления о мире, а также схожее устройство хозяйства и общества. Оёр Саган Тэнгри являлся единым божеством тюрко- монгольской общности. Позже в бурятских мифах место Оёр Саган Тэнгри занял Хухэ Мунхэ Тэнгри – Вечно Синее небо.

Предводитель белых тэнгриев Хормус-хан соответствует зороастрийскому божеству Ахура Мазда, ранее также известному, как Ормузд, Хормуста и др. В Азии долго властвовали персидские империи, поэтому их культурное влияние сохранялось довольно долго. 

- При переиздании вы планируете что-либо изменить в книге? Добавить, улучшить?

- Больше добавим материалов из «Гэсэриады», включим те мифы, которые были упущены в первом издании. Больше внимания уделяем оформлению книги – иллюстрациям, картинкам и так далее.

Марина Денисова, Восток-Телеинформ.