Интервью Ξ
01.07.2019
Дизайнер Владимир Черепанов: Люди в Улан-Удэ верят в чудеса
Дизайнер Владимир Черепанов: Люди в Улан-Удэ верят в чудеса
Дизайнер Владимир Черепанов: Люди в Улан-Удэ верят в чудеса Фото: с личной страницы Владимира Черепанова

Арт-директор, дизайнер, копирайтер  Владимир Черепанов из Новокузнецка, больше известный  как один из основателей бренда «I am Siberian», уверен, что у каждого города есть характер и свой код. В рамках недели туризма он побывал  в Улан-Удэ, чтобы определить, какой код у столицы Бурятии. Как его составить  и что на Владимира оказало большое впечатление в Улан-Удэ, он рассказал в интервью Восток-Телеинформ

 - Владимир, вы в первый раз приехали в Улан-Удэ? Как давно вы знаете о Бурятии? 

-Это моя вторая поездка в Улан-Удэ.  В первый раз я приезжал на неделю туризма год назад. У нас хорошие отношения с министерством туризма Бурятии, мы знакомы с тех пор, когда оно было еще подразделением мэрии Улан-Удэ. За это время мы пробовали запустить бренд-линию «Бурятия - яркая сторона Байкала». Было несколько дизайн-проектов, которые, как мне кажется, довольно хорошо сработали для республики и она  стала выглядеть немного иначе. В этом году я приехал, чтобы попробовать углубиться и сформулировать некую гипотезу кода, который есть в республике и который объединяет туристическую, экономическую, культурную и социальную привлекательность региона. Чтобы ответить на вопросы: что хорошего в этом месте?  Почему я должен приехать сюда,  остаться здесь жить или оставить здесь свои деньги? 

- Расскажите подробнее об этом? Какая цель воркшопа, который вы организовали в Улан-Удэ? 

- Это экспериментальный формат, который сформировался на основе проектов, которые мы делали в нашем городе - «Новокузнецк 400» и проект «Im Siberian», который, кстати, стал практически мировым. По сути, проект в Бурятии может стать первым внешним проектом лично для меня. Упор  делается на то, что основные вещи, которые должны быть сформулированы для определения кода, должны формулироваться самими жителями. Идея в том, чтобы при этом отказаться от обычного разделения – «администрация –бизнес – общество». А сделать так, чтобы проект  объединил жителей, и на этом уровне договориться  сделать что-то действительно классное. 

Система под названием «код региона»  анализирует знания, которые  есть у местных жителей, из числа тех, чем они постоянно пользуются. Никакого официоза, только внутренние переживания, инсайты, идеи для того, чтобы определить, кто герой места. Это очень важно, это должен знать каждый житель с самого рождения. А также - кто звезды, люди, которые представляют регион, которые тоже действуют на основании его кода, духа характера. Какие ключевые события произошли и изменили регион, место. И масса других параметров, которые я объединил в матрицу под названием «код города». Она формулируется в легкой манере, нет ничего слишком высокого и непонятного. Все максимально прозрачно. Я буду рад, если в Бурятии сформируется команда, которая будет двигать республику вперед на некоем свежем актуализированном культурном поле. Сложно сказал, да, но хочется, чтобы было так. Нужно научиться волшебство, которое у вас есть, транслировать наружу. 

- Какой потенциал у Бурятии, на ваш взгляд? Ради чего, по-вашему, стоит сюда приехать? 

- Бурятия уникальна. Я приехал только во второй раз, ничего не знал о Бурятии ранее. Но когда погрузился, увидел что это целый мир. Республика  отличается от других регионов Сибири, России и, пожалуй, мира. Здесь есть некая особенность яркой Сибири, я имею в виду природу. Место, в котором можно почувствовать этнику, Байкал – вообще отдельная история, ради которой тоже стоит сюда приехать. Большое впечатление на меня произвели буузы и в целом культура очень вкусной еды. Люблю бурятский латте, как я его называю, это чай  сагаан дали с молоком. По количеству уникальных вещей, которые хочется попробовать, и которые нигде больше не попробуешь, в Бурятии показатели  зашкаливают. Может быть, только Владивосток может с этим поспорить. При этом люди максимально открытые, добрые и на какой-то своей волне. Когда я в первый раз приехал, мне показалось, что здесь есть какое-то волшебство. Неважно, русский ты, бурят или человек другой национальности, все люди тут верят в чудеса. В Бурятии живут староверы, православные, буддисты, шаманисты, все они соединяются в единое поле и живут абсолютно мирно. Я знаю, что буддисты иногда ходят советоваться к шаманам по сложным вопросам. Такого нигде не видел и не слышал больше. И таких вещей много. Когда я попросил у знакомых рассказать по матрице символов региона о героях города,  узнал много потрясающего, о чем раньше не подозревал. При этом я немного изучал историю Бурятии. 

- Вы проводили уже предварительный опрос? И что будет после определения кода города? 

- Социологический опрос проводить бесполезно, потому что люди никогда не скажут правду человеку на улице. Для того, чтобы люди начали говорить правду, они должны собраться в небольшой группе с неким указанием говорить абсолютно откровенно и неофициально, не ориентироваться на что-то извне. Когда мы определяем героев территории, я прошу называть только тех людей, имя или фото которого каждый из участников и слушателей мог бы носить у себя на футболке. Гордиться свои внутренним лидером, на которого они могут ориентироваться. Это основание просто необходимо. Чем более необычная аудитория, тем интереснее результаты. А самое интересное - работать с детьми, потому что они говорят открыто. Если они знают, то знают. А когда говорят, выражают эмоции и видно, насколько они рады, насколько это круто и интересно для них. Еще интересны студенты, у которых своя субкультура. 

Практика показывает, что когда мы работаем с несколькими группами, как правило, герои у всех  примерно одни, они меняются местами, но общая пятерка есть. Но обычно это никто не проговаривает, все думают об этом, но считают, что это их только частное мнение и оставляют его при себе. Всегда есть некий «слой» чего-то городского, регионального, что всех объединят. Суть в том, чтобы раскопать это и сказать» «ребята это так, именно это надо пропагандировать, именно этим надо бороться с оттоком талантов, за привлечение инвестиций, именно на этом формулировать все туристические коммуникации». И также что именно это должен получать каждый новый человек, который приезжает в республику. И потом, например, начать встречать туристов определенным звуком, каким-то ритуалом.  Это должно быть понятно всем, все должны согласиться  с этим и начать использовать. 

Александра Шагдарова.