Интервью Ξ
01.08.2018
Леонид Гелибтерман: многие были бы счастливы иметь такой регион, как Бурятия
Леонид Гелибтерман: многие были бы счастливы иметь такой регион, как Бурятия
Леонид Гелибтерман: многие были бы счастливы иметь такой регион, как Бурятия Фото: с личной страницы Фейсбука Леонида Гелибтермана

Этим летом Бурятия первой в Азии приняла у себя международный форум-фестиваль «Гастрономические дороги Великого шелкового пути». В рамках форума республику впервые посетили шеф-повара с мировым именем, а также президент Международного эногастрономического центра, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, член экспертного совета по гастрономическому туризму Всемирной туристской организации ООН и путешественник Леонид Гелибтерман. Своим профессиональным взглядом он оценил национальную кухню, сервис и колорит республики. О гастрономическом бренде Бурятии, достоинстве кухни и сервисе Гелибтерман - в интервью  Восток-Телеинформ.

- Леонид Владимирович, как появилась идея проведения фестиваля «Гастрономические дороги Великого шелкового пути» в Бурятии и какова его цель?

- Этот фестиваль - часть того, что называется гастрономическим туризмом. Министр туризма Бурятии Мария Бадмацыренова, с которой мы достаточно давно знакомы, большой сторонник того, что в Бурятии нужно развивать этот вид туризма. В прошлом году, когда она еще работала в городской администрации, они принимали участие в российской гастрономической неделе на острове Кипр, которую организовал я, и там представители Бурятии очень хорошо себя зарекомендовали. Ваш министр туризма понимает, что надо развивать гастрономический туризм, в том числе с помощью проекта «Великий шелковый путь». Так что проведение фестиваля «Гастрономические дороги Великого шелкового пути» в Бурятии была идея вашего министерства, которую мы с удовольствием поддержали.

- Такой фестиваль в республике прошел впервые, как вы его оцените с высоты своего опыта?

- Мне очень понравилось царившее там настроение. Для тех, кто участвовал, это был, в том числе, стресс, но для всех остальных - драйв. Был очень сложный конкурс, тем более его организовали в первый раз в республике. Признаюсь, я даже запереживал, ведь сделать такой конкурс - большая и сложная задача. Но она получилась. Участники фестиваля очень творчески подошли ко всему. Мне очень понравилось. Я вам честно скажу, мы  сидели с Мишелем Ленцем (шеф-повар из Франции, обладатель звезды Мишлен – ред.), разговаривали на предмет того, что собственно такого драйва и креативности на московских мероприятиях давно нет. Этот драйв дорогого стоит. Потом даже поймал себя на том, что я сижу и улыбаюсь, а я уже забыл, что такое улыбаться на таки мероприятиях. А тут сидел и искренне улыбался. Поймал себя и думаю, какая странная мимика лица, что со мной. Это очень хорошо. 

- А как удалось оторвать от работы и пригласить приехать в Бурятию именитых шеф-поваров из Греции, Узбекистана?  

- Я талантливый. Когда я куда-то кого-то зову, люди знают, что они приедут и это будет здорово и интересно. Это исключительно личное отношение. Они приезжают, потому что хотят увидеть что-то новое, интересное и знают, если приглашение исходит от меня, то это действительно будет эмоционально и интересно с профессиональной точки зрения. 

37295157_1730423203674087_4271201970640912384_n.jpg

- Сейчас гастрономический туризм становится популярным в продвижении территории. С чем связана эта тенденция?

- Это мировая тенденция, не только в России. Дело в том, что мир изменился, и глобализация, которая везде давит на людей, заставляет обращаться к своим корням, к своей культуре, так люди защищаются от глобализации. Поэтому собственно, когда ты к своим корням обращаешься, ты к чему прежде всего обращаешься? Ты обращаешься к еде, которую тебе готовила бабушка, национальным костюмам, литературе, танцам. Вы посмотрите, какой интерес возникает, казалось бы, у современной молодежи, которая кроме гаджетов ничего не видит. А вот ей становится интересно знать, как  и что раньше было. И, конечно, еда предков тоже находится  этом круге интересов. Еда вообще это вещь, которая всегда человека интересует, а бурятская кухня имеет замечательные исторические корни. Замечательные корни и у ваших старообрядцев. Очень много есть у вас таких глубоких вещей, к которым в Бурятии поворачиваются лицом, что не может не радовать.

37365313_1730415363674871_2760082843542487040_n.jpg

- А какой, как вы думаете, главный гастрономический бренд Бурятии?

- Его пока нет, не надо обольщаться. Чтобы что-то стало брендом, над этим надо много работать. Если считаете, что буузы - гастрономический бренд Бурятии  - нет, забудьте про это. Над этим надо еще очень сильно работать и большой вопрос, должны ли быть именно буузы гастрономическим брендом Бурятии. Может быть совсем не они.

У нас очень часто брендом называют что-то известное, путают с торговым маркетингом, это неправильно. Есть классическое в маркетинге  понимание бренда, буузы в этом понимании не бренд. Вы его не можете защитить юридически. А вообще должна быть защита, что только вы, ваш регион, например, это можете использовать. Но вы же понимаете, что это не так. То есть что-то должно быть такое, что присуще только исключительно Бурятии. Надо искать вот это, и тогда можно будет говорить о гастрономическом бренде. А так буузы – это популярное и распространенное в Бурятии блюдо. С этим никто не спорит. Но бренд это другое.

DSC02127.JPG

- Но, на ваш взгляд, у бурятской кухни есть свои достоинства?

- Ваша кухня, во-первых, очень натуральная. У вас замечательное качество продукта, минимум химии, которая попала в землю, не так много предприятий, которые могли бы загрязнять почву, воду и воздух. Поэтому достоинство, прежде всего, в качестве ваших продуктов. На этом надо стоять. У вас есть вода, в которой есть рыба, есть леса, в которых есть грибы, ягоды, чего еще хотеть? Рыба есть, мясо есть, овощи есть, у вас даже арбузы растут, грех жаловаться, многие были бы счастливы иметь такой регион.

- Что можете посоветовать в рамках индустрии сервиса? Уже сами успели его оценить?

- Совет один: работать и работать. Минусов увидел немало. Надо просто понимать, что индустрия сервиса у вас только складывается, особенно с точки зрения сервировки и подачи в ресторанах. Не было еще ни одного места, где я был у  вас и где бы потом с управляющими, администратором не имел беседу, не давал советы, что надо поправить. Какие-то вещи просто даже на поверхности лежат, надо просто увидеть. Сервис просто так не появляется, этому должны учить.

Ну и потом, сами посетители должны быть требовательными. Например, там подали чай в пакетиках, например, вместо того, чтобы заварить ваш чай с травкой, и нужно сказать:  почему я должен пить непонятно откуда взявшийся пакетик вместо того, чтобы пить тот чай,  который действительно замечательный и полезный. У вас  пока очень мало людей, которые рестораторам скажут: «Я не хочу это пить! Ну что это за пакетик? Какой там чай? Я хочу свой настоящий пить чай». Это очень простые примеры, таких можно привести массу.

- На ваш взгляд, чем и как можно привлечь туристов в Бурятию?

- Когда такие люди, как мы, начнут говорить, что надо ехать в Бурятию, все будет хорошо.  Конечно, есть технический вопрос, который надо решать. Вам надо решать с транспортом из Москвы, добиваться, чтобы к вам начал летать «Аэрофлот» и так далее. Есть много таких объективных вещей, которые надо решать. Вот хочешь приехать, например, но к вам добраться непросто: билет достаточно дорогой и так далее. Тут работы много.

37329508_1731247263591681_8206041528796184576_n.jpg

- Сами настроены вернуться в Бурятию еще и будете ли рекомендовать ее к посещению другим?

- Судя по всему, в следующем  году раза два-три точно приеду. Все зависит от того, что дальше будем делать. Если у вас будет принята концепция развития гастрономического туризма, конечно, я и мои сотрудники обязательно будем приезжать и помогать эту концепцию строить, развивать и так далее. А как турист, конечно, буду рекомендовать, потому что здесь есть, что посмотреть.

- По итогам поездки и мероприятия что посоветуете региону?

- Самое главное, чтобы все это не осталось только доброй памятью. Наша задача - помочь людям, так сказать, «прыгнуть». Вот смотрите: ситуация развивается эволюционно, а подобные мероприятия - это прыжок. Люди делают то, что никогда в жизни не делали и они увидели, что планка может быть очень высокой. И что они могут ее осилить и тем самым поднять свою собственную планку.

- Спасибо за беседу!

Мария Ванданова, ИА «Восток-Телеинформ»