Интервью Ξ
03.07.2018
Председатель Комитета Народного Хурала Александр Стопичев рассказал, как повысят зарплату учителям Бурятии
Председатель Комитета Народного Хурала Александр Стопичев рассказал, как повысят зарплату учителям Бурятии
Председатель Комитета Народного Хурала Александр Стопичев рассказал, как повысят зарплату учителям Бурятии Фото: Восток-Телеинформ

Учителей Бурятии ожидает повышение заработной платы. О результатах заседаний рабочей группы, созданной из представителей Народного Хурала и правительства республики, рассказал председатель комитета по социальной политике парламента республики Александр Стопичев.

- Александр Трофимович, повышение заработной платы учителей сегодня одна из самых острых тем. После недавнего увеличения уровня МРОТ зарплата некоторых педагогов сравнялась с зарплатой технических работников. Что с этим делать?

- Действительно, вопрос заработной платы учителей встал особенно остро после того, как обслуживающему персоналу зарплату подняли до МРОТ, а учителя остались без повышения заработной платы. Для решения вопроса была создана рабочая группа во главе с заместителем председателя правительства Бурятии Игорем Шутенковым. Вошли в ее состав комитет по социальной политике и по бюджету Улан-Удэ, директора школ, профсоюзы. Мы начали рассматривать разные варианты решения этой проблемы, собирались более пяти раз, большинство сошлось на том, что нужно принципиально пересмотреть норматив. У нас сегодня нормативы привязаны к численности населения в том или ином населенном пункте, а рабочая группа, учитывая мнение профильного министерства, профсоюзов и самих учителей, считает, что нужно исходить из контингента учащихся в школе, а не от того, сколько людей живет в поселке. Это способствовало бы повышению заработной платы, но на это нужно около 900 миллионов рублей, а бюджет на текущий год уже утвержден.

Мы начали рассматривать разные варианты, и после долгих дебатов приняли документ с рядом рекомендаций. Во-первых, предложили вывести из школ обслуживающий персонал с 1 января 2019 года, а при нахождении источника финансирования - уже с 1 сентября 2018 года. Второй момент – мы предложили передать выплату средств на оплату коммунальных услуг учителям из ведения министерства образования и науки в ведение министерства социальной защиты. Мы предлагаем сделать это с 1 января 2019 года. Сегодня эти коммунальные выплаты – особая льгота для педагогов в сельской местности за то, что они там живут и работают. Суммы эти всюду разные, есть районы, где 5-6 тысяч рублей, и эти деньги сегодня считаются в доход учителям.

Еще один пункт, рекомендательного характера, говорит о том, что базовая часть зарплаты учителей должна составлять не менее 90%, стимулирующая же только 10%. Это позволит повысить базовую часть без привлечения дополнительных источников финансирования. Сегодня стимулирующая часть может достигать 30% в зарплате учителя – эта цифра осталась с тех пор, как Федерация выделяла средства на классное руководство. Сегодня этих выплат больше нет, 30% тоже перестали быть обязательным условием, многие школы и сами уже давно ушли от такого распределения. Мы же хотим уже официально закрепить цифру в 10%.

И еще один пункт из числа решений рабочей группы касается того, чтобы в 1 квартале 2019 года вернуться к рассмотрению нормативов и продолжить расчет от наполняемости учеников в школе. Это, по нашему мнению, будет самый верным подходом, который  все учреждения поставит в одни рамки финансирования. Также рабочая группа рекомендовала всем субъектам с правом законодательной инициативы, то есть депутатам, сенаторам, членам правительства, в случае, если появятся какие-то дополнительные средства, направлять их только на увеличение заработной платы учителей и других расходов постараться не предусматривать.

шкоал пустыеклассы.jpg

- Насколько именно повысится зарплата учителей?

- По расчетам, в среднем на 9,3%. В рублевом выражении, в среднем, на 2,7 тысячи рублей. Но, отмечу, в каждом конкретном случае сумма может отличаться – у кого-то будет 2 тысячи рублей, у кого-то тысяча.

- Что будет с малокомплектными школами?

- У них норматив не трогаем, как поддерживали их отдельно, так и будем поддерживать. Сегодня в малокомплектных школах норматив и так считается по численности учеников, а не от населения поселка и норматив у таких школ высокий. Отмечу, малокомплектными считаются школы, где менее 65 учеников по 11 классам. Эта система сохранится.

- Что значит «убрать из школы техперсонал», поясните?

- Это значит вывести его за штат школы, не учитывать в заработном фонде школы, передать муниципальным образованиям. В некоторых школах это уже происходит, теперь должны завершить вопрос. Я считаю, что подчиняться они все равно должны директору школы, но зарплата на них должна идти из муниципального бюджета. Бурятия в таком случае будет выделять средства на зарплату учителей, а муниципалитеты - на обслуживающий персонал. Для этого 400 миллионов рублей нужно добавить районам на год, до конца этого года нужно найти 140 миллионов рублей. У нас в отдельных районах, кстати, Кижингинском, Хоринском и Муйском, этот вопрос уже решен, так что у них по этому пункту повышения зарплаты может и не быть. У всех остальных техперсонал сегодня, большей частью, сидит в школьном нормативе. Хотя, например, по детским садам есть четкое распределение: Бурятия дает деньги на образовательный процесс, а вспомогательный персонал оплачивают муниципальные бюджеты.

- Есть варианты изыскать до конца года эти 140 миллионов?

- Пока сложно сказать. Именно поэтому мы предусмотрели реализацию этого пункта с 1 января 2019 года, но при нахождении источника финансирования с начала нового учебного года, то есть сентября. И именно поэтому мы обращались ко всем с просьбой все высвободившиеся деньги пускать именно на эту статью.

- Нормативную шкалу рабочая группа предлагает пересмотреть не от численности жителей населенного пункта, а от численности учеников в школе. Какие там могут быть градации, ступени?

- В России отдельные субъекты уже перешли на такую систему и число ступеней везде разное, может быть 7, может быть 20. В нынешнем нормативе таких ступеней 7, обсуждая новый норматив, мы сначала хотели предусмотреть 13, но, скорее всего, их будет еще больше. Потому что, когда учеников много, градация не так заметна, но, если учеников 100, 150-200, шкала должна быть боле плотной. Простой пример: взять Улан-Удэ и пригород, Иволгу – там школа на 1000 мест и городская школа тоже на 1000 мест, но норматив разный, хотя школы сами по себе одинаковые. Пусть даже в Иволге будут сельские надбавки, это правильно, но норматив должен быть один. Еще пример: сейчас в пригороде Улан-Удэ активно селится молодёжь с детьми, а в некоторых селах республики идет отток населения с детьми. Нормативы, опять-таки, везде одинаковые.

Сегодня все согласны, что надо переходить на финансирование в зависимости от количества учеников школы. Вот в городе сегодня 53 школы, у них один норматив на всех, но есть школы, где 200 учеников, а есть где 2,5 тысячи. Так что тоже нужна своя градация и главное здесь не ошибиться: если школа больше, зарплата учителей в ней все равно должна быть побольше. Если этот момент сразу не решить, школы будут стремиться отказаться от учеников, чтобы попасть в норматив чуть ниже.

школа.jpg

- Предложения, о которых вы сказали, они, в основном, чьи?

- В основном, нашего комитета по социальной политике. И мы предлагали в первую очередь изменить норматив.

- Какая у предложений перспектива, они будут приняты, как считаете?

- Предложения направлены главе Бурятии, но думаю, что отступать от них нельзя, этот первый этап решения проблемы нужно пройти. Мы понимаем, что нормативы пересматривать без увеличения финансовой помощи нереально: мы не можем, чтобы сравнять зарплаты, убавить тем, кто получает больше, нужно остальных подтягивать до них. Цена вопроса, как я сказал, высокая, почти миллиард, надо искать. Перспективы есть: в указе президента РФ сказано сформировать предложения к 1 октября. К этому времени, возможно, вопрос с финансированием по стране решится.

- А такая ситуация не только в Бурятии?

- Нет, в целом по России подобная же ситуация.

- Но к тарифной сетке возврата нет?

- Нет, не рассматривается такой вариант. Потому что при любой другой системе принцип формирования норматива все равно один, именно этот вопрос нужно решать в первую очередь.

-  А есть данные, сколько педагогов получит прибавку, если все предложения рабочей группы будут приняты?

- Должны получить все, но все по-разному. У нас ведь, когда говорят о средней зарплате, многие возмущаются, что они на самом деле столько не получают. А по статистике такая зарплата есть. Вот на сегодня средняя зарплата по образованию в Бурятии составляет 28 798 рублей. Если мы претворим в жизнь все наши предложения, она составит 31 479 рублей. Но в первую очередь, надо изыскать источник финансирования. То, что не требует дополнительных средств, я думаю решится в ближайшее время. Это касается вопроса с коммунальными платежами, где нужен лишь чисто технический перевод средств из одного министерства в другое. Там цена вопроса около 60 миллионов рублей, эти деньги заложены в бюджете, просто произойдет их передвижка по ведомству. Чтобы поднять базовую часть зарплаты, денег тоже дополнительно не надо, они есть, нужно произвести только их перераспределение.

 - А финансирование на 2019 год?

- Его будет рассматривать при принятии бюджета уже новый состав Народного Хурала Бурятии осенью этого года.

- Представители педагогической общественности привлекались к выработке предложений, какова позиция Минобраза республики, они поддерживают?

- Да, привлекали глав отдельных районов, города, профсоюзов, учителей, директоров, министерство образования и науки. Они все поддерживают идею о смене норматива, переход на новую градацию. Так что повторюсь, сегодня главный вопрос: где найти деньги. Я надеюсь, этот вопрос как можно быстрее решится. Ведь вы знаете, что раньше было только два норматива: городской и сельский. Но 8 лет назад мы привязали норматив к населенным пунктам. И с тех пор ситуация по районам сильно изменилась, в первую очередь, в связи с миграцией населения. Так что проблема назрела и ее надо решать. 

Марина Иванова-Денисова, Восток-Телеинформ.