Интервью Ξ
26.06.2017
Ремонт вместо денег: Управляющий Нацбанка в Бурятии о нововведениях по ОСАГО
Ремонт вместо денег: Управляющий Нацбанка в Бурятии о нововведениях по ОСАГО

Поправки в закон об ОСАГО вступили в силу 28 апреля 2017 года. По договорам, оформленным с 29 апреля текущего года, основным способом возмещения ущерба при ДТП будет не денежная выплата, а восстановительный ремонт.  И.о. управляющего Отделением-НБ Республика Бурятия Наталья Эйрих ответила на вопросы, интересующие многих автовладельцев в связи с новыми правилами страхового возмещения.   

- Наталья Дмитриевна, ни для кого не секрет, что Бурятия – один из проблемных регионов в плане доступности полисов ОСАГО, и это, конечно, вызывает негативное отношение к страховщикам со стороны автовладельцев. Вам не кажется, что приоритет натурального возмещения ущерба только усилит негативную реакцию населения?

- Реформа ОСАГО, в том числе возмещение ремонтом, как раз и призвана повысить доступность полисов в проблемных регионах. С одной стороны, новые правила позволят решить проблему недобросовестных автоюристов, снизив убытки страховых компаний от различных мошеннических схем, а с другой – повысят качество сервиса при возмещении ущерба в ОСАГО, стимулируя страховщиков добросовестно исполнять свои обязательства. Направление на ремонт для автовладельцев более выгодно, чем выплата деньгами, поскольку в случае ремонта детали меняют на новые, тогда как возмещение деньгами рассчитывают с учетом износа автомобиля. При этом страховая компания заинтересована в том, чтобы ее партнеры-СТО отремонтировали автомобиль качественно, иначе она может лишиться права на натуральное возмещение по ОСАГО. Если говорить о доступности «автогражданки» в Бурятии на сегодняшний день, то следует отметить, что благодаря электронным полисам напряженность на этом рынке постепенно снижается, так как жители республики активно пользуются возможностью оформить полис ОСАГО в электронном виде. По статистике, в мае каждый второй полис «автогражданки» оформлялся через интернет.

- Как Вы уже сказали, онлайн-оформление помогает повысить доступность «автогражданки». А какие еще преимущества дает Е-полис автовладельцам?   

- Действительно, в большинстве случаев благодаря электронному оформлению полиса ОСАГО можно избежать необоснованного отказа в заключении договора, а также навязывания дополнительных страховок. Это делает «автогражданку» более доступной для населения. Также важно, что человеку не нужно тратить время на поездку в офис, что особенно актуально для жителей удаленных населенных пунктов. Единственное условие – качественный доступ в Интернет.   Конечно, чтобы воспользоваться такой услугой, нужны навыки компьютерной и финансовой грамотности и доверие к электронным сервисам.

- Говорят, что приобрести электронный полис не так-то просто. У многих автовладельцев эти попытки потерпели фиаско. Можете прокомментировать?

-  Действительно, как показала проверка Банка России, проблемы с оформлением электронных полисов ОСАГО остаются. Оформление полисов через интернет – это относительно новый сервис, к которому многие автовладельцы только привыкают, иногда сложности вызваны этим. Но зачастую проблемы происходят по вине страховых компаний. Все организации, которые проверял Банк России, получили предписания и к июлю должны устранить нарушения. С другой стороны, о том, что система электронной продажи полисов заработала, говорят цифры. В 2017 году жители республики купили уже 30 тысяч полисов ОСАГО через интернет.

- По информации Российского союза автостраховщиков, убыточность ОСАГО во многом вызвана ростом не страховых расходов, а именно судебных - зачастую необоснованно завышенных. Разве натуральное возмещение в таком случае может стать «препятствием» для недобросовестных автоюристов, учитывая, что теперь они могут инициировать судебные иски по поводу качества ремонта?

 - Давайте рассмотрим ситуацию на конкретном примере. Предположим, ваш автомобиль пострадал в ДТП. Пока не действовал принцип натурального возмещения ущерба, вам, действительно, было гораздо проще получить деньги для ремонта «на месте», а не проходить процедуру, которую регламентировал закон. Урегулирование убытков в таком случае брал на себя автоюрист, который в судебном порядке взыскивал со страховщика не только сумму ущерба, но и другие расходы. Теперь, когда страховая компания должна организовать восстановительный ремонт, эти посреднические услуги просто не имеют смысла – конечно, в том случае, если ремонт сделан качественно. А в качестве ремонта заинтересована в первую очередь сама страховая компания.

- У многих автовладельцев есть опасения, что СТО будут ставить при ремонте новые, но самые дешевые запчасти. Что Вы думаете по этому поводу?  

- Законом предусмотрено, что запчасти должны быть сертифицированы производителем автомобиля. К тому же, если вы доверяете только какой-то конкретной СТО, вы можете попробовать договориться со страховой компанией о ремонте вашего автомобиля в конкретном автосервисе, причем требуется письменное разрешение. Новые автомобили (не старше двух лет) ремонтировать должен только официальный дилер, при этом сохраняются все гарантийные обязательства.

- А если в списке СТО, которые работают со страховой организацией, нет официального дилера, что делать потерпевшему?

– Тогда ущерб возмещается деньгами, но с учетом износа автомобиля. Законом определено еще несколько случаев, когда потерпевшие после аварии получают деньги - если машина не подлежит восстановлению или ущерб превышает 400 тысяч рублей, если водитель погиб или получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью, если он имеет инвалидность, если в ДТП виноваты оба участника. Возмещение деньгами остается и в том случае, если в списке партнеров страховой компании нет автосервиса, отвечающего установленным требованиям. Основные требования к СТО – это срок ремонта (не более 30 рабочих дней) и удаленность от места жительства потерпевшего или от места ДТП (не дальше 50 километров).

- Действует ли приоритет натурального возмещения ущерба при ДТП, оформленном по европротоколу?

- Если сумма ущерба в таком ДТП не превысила установленный лимит – 50 тысяч рублей, а в списке партнеров страховой организации есть автосервисы, которые отвечают всем требованиям закона, то действуют общие правила, то есть приоритет ремонта. Если же сумма ущерба выходит за установленный для европротокола лимит и потерпевший не согласен доплачивать за ремонт, тогда он получит возмещение деньгами с учетом износа и не более 50 тысяч рублей.

- Что делать автолюбителю, если на его машину уже не выпускают новые запчасти?

-  В таком случае СТО, с согласия потерпевшего, может использовать детали, бывшие в употреблении. Если вы не согласны с этим, ущерб вам будет возмещен деньгами, с учетом износа запчастей. 

- Куда обращаться с жалобами на действия страховых компаний?

- Можно оформить электронное заявление через интернет-приемную Банка России на сайте www.cbr.ru или направить письменное обращение в Управление службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в Сибирском федеральном округе по адресу: 670099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 27.